Просто представьте себе игру.
Вспомните все за и против, приведенные участниками обсуждения декларации.
Вспомните пояснения мастеров.
Выберите, какой вариант представляется вам наиболее подходящим к вашим представлениям о ЛРПГ такого типа как ХИ.
Голосуйте.
Постинги пишите по правилам!
НольДевять
21-09-2005, 10:16
1. потому что я с удовольствием пообщаюсь с Писателем,
чтобы проверить, насколько мой костюм, роль, понимание
мира JRRT совпадает или расходится с его мнением. игры
разума это тоже Игры. а потом пойду куда направят, потому
что там будут ребята, костры, гитары, битвы, песни %))))
как еще орку потусоваться в Дориате?
Голосовал за третий. Так как я считаю у игрока должен быть выбор. И ведь даже гении иногда ошибаются...
Morion__
21-09-2005, 11:53
Вот чего, от ХИ я хочу много-много красивостей, включая сюда и красивые отыгрыши и хороший прикиды, опять же ИМХО - переть на средний прикид, который потянет и на человека и на орка - я не хочу, по мне уж лучше прикид ОДИН, но такой, что персонаж владельца за километр распознаешь

. Да и вхождение в роль - процесс не быстрый...
Поэтому голосовал за Третий, мог бы и за Первый, но есть шанс, что не соглашусь с писателями (кто ж знает, что им в голову взбредет

)
Проголосовал за #4, имея ввиду некоторый компромисс между #1 и #3.
Щас попробую объяснить какой именно.
Для этого надо вспомнить зачем вообще нужна эта концепция выхода не к себе в команду. Причин и поводов, конечно, много, но основновным представляется мне необходимость возможности изменения демографической ситуации (как вообще, так и игровыми усилиями представителей одной команды ситуации в другой, например, тотальное уничтожение). В связи с этим предоставление в полном объеме игрокам возможность выбирать чревато... Ну например тем, что они упрямо будут возвращаться в свою "'неуничтожимую" команду. Что значительно уменьшает ценность всей затеи.
С другой стороны, предоставление возможности выбора мастерам упирается в вопрос доверия. Причем доверия как к компетенции мастеров, так и к их здраво-непредвзято-доброжелательному отношению к игрокам. Что вообще-то случается довольно редко (чаще всего либо здраво, либо доброжелательно ).
Таким образом, я бы предоставил умершему игроку другой выбор - из нескольких команд в которые он может выйти (чем руководствоваться мастерам при определнии этих команд - иной вопрос), среди которых по возможности есть и родная.
P.S.
Отдельным вопросом является связь"'писателя" с мастерами. Насколько он к ним относится. Если не относится совсем... Ну, мне крайне не хотелось бы, чтобы кто-нибудь определял мне новую роль исходя из ИГРОВЫХ соображений, на которые мой персонаж никак повлиять не может, поскольку я - уже не персонаж. Персонаж умер. А повлиять заранее... Забавная ситуация: приметить команду, в которую не против был бы попасть после смерти и специально для увеличения вероятности попадания именно к ним создать там невыносимую ситуацию для игроков, чтоб побольше народу оттуда ушло и побольше вакансий открылось
вариант 4.
Я вижу посмертие так, как я уже писал в ветке о статье Юлии.
Если родной лагерь не весь вырезан и есть у игрока заготовки для другой роли (отличной от первоначальной), то можно и обратно, при его активном желании.
Если воины погибли в поле боя, но в лагере еще есть жители, то хорошо бы их вернуть назад (или хотя бы бОльшую часть), если не планируется мастерами укрепление другой чаши многочашевых весов.
При необходимости (ну по сути игры требуется) сбаллансировать другой лагерь можно переселить погибших. Но только если не получится, что команда из 15 игроков заехали с одним шатром, а в лагерях, куда они приписаны теперь, им не выделят места на отдохнуть/переодеться-бросить_шмотки,_чтоб_не_на_виду.
Еще дифференцированное (ну люблю я это слово!!!) отношение к игрокам. Кто-то запросто может переместиться, кто-то привез три баула с лагерным антуражем (который после его несколькодневного отсутствия в лагере будет не собрать/найти), кто-то с женой, о которой будет волноваться по жизни (и никуда у него не отнять его заботу о любимой супруге), Кто-то командир команды и несет ответственность за зеленых, вывезенных под честное слово их родителям...
Таких если и перемещать (ну всех вырезали под корень - поселение восстановлению не подлежит), то всей группой. А что делать? ЖИЗН ТАКОЙ.
Примеров масса. И так как это Игра, а не тест на живучесть, то все это правильно бы учитывать. И не правильно было бы говорить, не устраивает - не едьте, ибо черезмерная натурализация может через время привести к заточенному оружию и прочим фантастическим крайностям заявленным под брэндом ХИ
Lenelven
21-09-2005, 15:05
Выбрала третий вариант. У человека должен быть выбор. Кому-то нравится шляться по командам, или кто-то хочет разнообразия - пусть, это его дело. Но насильно в чужие команды загонять не следует.
На своем опыте скажу, что на прошлой ХИ я была вынуждена бежать в Дориат, и пробыла там почти всю игру, но так и не вписалась до конца в новую команду, хотя абсолютно никаких претензий к ним не имею. Все индивидуально.
Цитата(Kaskyr @ 21-09-2005, 15:47)
Кто-то командир команды и несет ответственность за зеленых, вывезенных под честное слово их родителям...
Таких если и перемещать (ну всех вырезали под корень - поселение восстановлению не подлежит), то всей группой.
Готова подписаться под каждым словом!
Капитанов команд переселять нельзя в любом случае...
И не только из-за зеленой молодежи, но и исходя из соображений безопасности. Капитан отвечает за своих людей, за возможное пьянство на игре, за чистоту лагеря...
Vetery В принципе я согласен с тобой по поводу капитанов. Но ведь они тоже игроки... Может капитану завести зама?
Цитата(ring0 @ 22-09-2005, 12:51)
Vetery В принципе я согласен с тобой по поводу капитанов. Но ведь они тоже игроки... Может капитану завести зама?
1)Не всегда есть возможность завести зама
2) Зам.зама и зама зама зама.. они тоже смертные...
3) можно завести регулировщика положения в лагере, который будет играть, но будет типа неубиваемым, типа когда всех убили, то и он тоже умер, а так только на мирных ролях и управлять бытухой за команды
Kaskyr Может ввести какого-нибудь духа команды? Не бьётся, ничего не делает, водку не пьёт, а только за порядком смотрит.
Как капитан, скажу, что если команда держится ТОЛЬКО на грозном окрике и присутствии капитана - это не команда.
По поводу всего остального.
Ну не верю я, что господин Ермолаев будет отсылать новичков за тридевять земель от теплой палатки. А вот ведущего игрока - может. Еще раз напомню - играть едем - не на пикник. Но если вы ему по-человечески скажете, что промокли, замерзли, спать хочется - думаете, он зверь рыкающий - не поймет?
Пример с Ведьмака:
Наш Дважды освященный солнцем император Нильфгаарда вообще не имел своей палатки - по роли, по вводной так сложилось. И ничего. Свет не без добрых людей, выжил. А ночи были холодные.
один пример, не есть правило.
И про капитана... я постами выше привел не один пример, а несколько. И уверен найдутся еще причины, по которым игрока нужно воплощать обратно в лагерь (хоть и координально в другой роли) или переносить из стоянку всю оптом.
К тому же я полагаю, что готовить полный красивый костюм персонажу бессмысленно ради одного из пяти дней, если вечером первого дня могут убить прекрасно прикинутого эльфа и до конца игры он проходит рабом в ангбанде....
Либо отправлять в посмертие игрока в другую расу на ограниченное время, а потом обратно гнома - гномом, эльфа - ушастиком, а масяню - масяней
Еще причин придумать? Или они все мелочные?
Цитата(Дайра @ 22-09-2005, 13:04)
Ну не верю я, что господин Ермолаев будет отсылать новичков за тридевять земель от теплой палатки.
А куда он денется, если по правилам он ОБЯЗАН это сделать? Пока все разъяснения мастеров сводятся к "не смотря на то, что докладчик сказал именно это и именно такими словами, в виду он имел совсем другое" и "мы написали страшное правило, но вы не переживайте, применять его мы не собираемся". Спрашивается, ну и зачем тогда было говорить одно, имея в виду совсем другое и декларировать правила, которые не будут применены?
Кучма Евгений
22-09-2005, 10:28
Да в принципе все это не важно промок изодрали одежду(жалко, но пережить можно) и с Ермолаевым можно договорится, но по мне самое плохое это распространение игровой информации, и не надо убеждать , что игрок обязан быть честным, это будет происходить невольно, а некоторые специально сдавать инфу и наши дивные эльфы не могут стать дивными орками если многие постоянно употребляют слова типа я по жизни....... МГ подумайте еще раз хорошо о массовых переездах. пожалуйста
А я где-нибудь писала про невозможность и обязательность? Просто нужно быть готовым ко всему. Игра же не в прикиде состоит- а в разумном взаимодействии игроков и мастеров. Во вдохновении и взаимопонимании. Ну давайте здесь оговорим все варианты, по каждому из заявленных игроков. Куда можно отправить Петю и чего не можно сделать с Васей.
Господа хорошие, уж не знаю, с какими мастерами вы ранее имели дело, но кажется, что их главной задачей было максимально усложнить жизнь вам, а вашей - докопаться до них так, что бы всей МГ было глубоко фиолетово - что вы там делаете и куда идет сюжет. Помните - про дятлов? Могу долбить. Не долбить не могу.
Не надо долбить. Вернусь с работы, выложу вам еще одну старую Декларацию - Гунтеровскую. Что бы было понятно, отношение мастеров к игрокам.
И последнее. Юля сказала то, что сказала. Каждый должен быть к этому ГОТОВ. Но это не значит, что сквозь вопли и стоны неподготовленных, будет слышен грозный глас Писателей : Идите и обрящите!
Кто лишил себя мастерской заморочки, сам себе злобный баклан. Палкой в Рай загонять не будут.
А вот советовать идти проторенной дорогой не нужно. Когда дорога приводит в болото, нужно искать иные пути.
Кстати, раз уж тут начали рассматривать частности, давайте и я приведу пример:
Игрок приезжает без вводной, без родственников, но с командой. И все, что он делает на игре - это нинзючество и попытка вынести любого значимого персонажа просто-типа-круто. Мастер отправляет его на цепь в Ангбанд - дрова колоть - и тут начинаются сопли - да я еще зеленый, да это первая игра, да у нас одна палатка на команду и один спальник на всех... Его пожалели и вот он уже опять убивает какого-нибудь Берена стрелой из кустов - просто-типа-круто?
Кучма Евгений
22-09-2005, 10:36
Дайра Господа хорошие, уж не знаю, с какими мастерами вы ранее имели дело, но кажется, что их главной задачей было максимально усложнить жизнь вам, а вашей - докопаться до них так, что бы всей МГ было глубоко фиолетово - что вы там делаете и куда идет сюжет
Дело мастеров задать правила, дать условия, и наблюдать за исполнением правил, но вести игроков по сюжетной линии, игра - это не театр. и игроки сами решают каких целей добиваться. Хорошая игра тогда когда мастера почти не видно, мы его видим но в игру он не вмешивается....
И пример такой хорошей игры, плиииз.
Цитата(Дайра @ 22-09-2005, 13:29)
Вернусь с работы, выложу вам еще одну старую Декларацию - Гунтеровскую.
Ольга, пожалуйста, чем выкладывать несколько старых деклараций, относящихся к разным играм, выложите лучше одну, но которая будет декларацией именно ЭТОЙ игры
Цитата(Дайра @ 22-09-2005, 13:29)
Кто лишил себя мастерской заморочки, сам себе злобный баклан. Палкой в Рай загонять не будут.
Это правильно. После этих слов я считаю, что с моей стороны вопрос исчерпан. Трое из моей команды могут себе позволить быть перекинутыми куда угодно. Остальным не могу позволить этого я.
За такой подход - респкт
Цитата
Кстати, раз уж тут начали рассматривать частности, давайте и я приведу пример:
Игрок приезжает без вводной, без родственников, но с командой. И все, что он делает на игре - это нинзючество и попытка вынести любого значимого персонажа просто-типа-круто. Мастер отправляет его на цепь в Ангбанд - дрова колоть - и тут начинаются сопли - да я еще зеленый, да это первая игра, да у нас одна палатка на команду и один спальник на всех... Его пожалели и вот он уже опять убивает какого-нибудь Берена стрелой из кустов - просто-типа-круто?
Дык елы-палы! Кто убил Исилдура? И как? В ВК. )Это, конечно не та книга, по которой идет игра, но МИР и ЕГО СЛУЧАИ она отражает.
Уважаемые Главные Герои, будьте бдительны!!! Не давайте себя убить всяким глупым нинзям! Есть классное слово - охрана, есть шикарные штуки - доспехи, есть много способов оставаться великим и живым!
Живите, дорогие, пока не помрете...
Кучма Евгений
22-09-2005, 10:54
Дайра И пример такой хорошей игры, плиииз.
примеры можно приводить, но сам принцип, мастера всегда стараются повлиять на игру, а игроки почти всегда стремятся от этого уйти и когда это удается игра получается, да тот же твой любимый Сарай 97 возьмем, мы играли как хотели, и Лора с компанией(та же Юля Зубарева) не мешали нам и их деятельного участия , кроме мертвятника, не наблюдалось, и игра получилась...
ЭТОЙ - выложила Юля Зубарева. Она будет делать сюжет именно исходя из своих требований. Рассчитанных на тех, кто ГОТОВ играть по правилам. Кто не готов - их насильно не заставишь. Они, наверное, поиграют во что-то свое-привычное. Или потусятся привычно. Так всегда бывает на любой большой игре. Единственное отличие этой от иных ХИ, здесь ставят заранее жесткие условия для ЖЕЛАЮЩИХ играть. Заявляясь на ведущего персонажа вы должны понимать, ЧТО с вами могут сделать. Собираясь играть - вы должны понимать - по КАКИМ правилам. А остальным - какие правила не напиши - они их все равно не прочитают.
Так понятнее?
Прошу не обижаться, но у меня такое впечатление, что мы рушим последний "заповедник гоблинов"

Очень трудно объяснить, ЗАЧЕМ мы

это делаем.
А как цветом выделять? Лучше в личку.
Кучма Евгений
22-09-2005, 10:58
Kaskyr Уважаемые Главные Герои, будьте бдительны!!! Не давайте себя убить всяким глупым нинзям! Есть классное слово - охрана, есть шикарные штуки - доспехи, есть много способов оставаться великим и живым!
Ты на 200 % прав, и дело героев, быть героями, а чуть расслабился, тебя и того, и расслабляться, ...низя, а нинзи всегда будут, особенно когда есть за эту работу вознаграждение(пример черные ХИ2005 охота на Феанорков)
НольДевять
22-09-2005, 11:02
от умбонов никто не застрахован. Дайра права,
институт "наказания" должен быть обязательно
а то ошалели в край. правил в глаза никто не видел,
но сомненииииииииий...
Добавлено:
мастерская позиция как мне кажется рассматривает
в идеале как героя каждого игрока на полигоне. блин,
интересно, насколько я прав? в общем выбор таков: либо
крадемся по дорогам, либо маршируем фалангой, за каждым
кустом страшный ниньдьзь а костры Ангбанда будут самыми
жаркими %)))))
Цитата(951109 @ 22-09-2005, 14:02)
от умбонов никто не застрахован. Дайра права,
институт "наказания" должен быть обязательно
а то ошалели в край. правил в глаза никто не видел,
но сомненииииииииий...
Добавлено:мастерская позиция как мне кажется рассматривает
в идеале как героя каждого игрока на полигоне. блин,
интересно, насколько я прав? в общем выбор таков: либо
крадемся по дорогам, либо маршируем фалангой, за каждым
кустом страшный ниньдьзь а костры Ангбанда будут самыми
жаркими %)))))
Дык от умбонов не застраховать перерождая чувака в раба Ангбанда. Он и будучи орком нагадит по самые чепчики. Наказание должно быть другим. Без роли 6 часов хоз работ по мастерскому лагерю например... за вредное действие, не обоснованное ходом игры или игровой ситуацией. Ну подкупили нинзю на убиение Самого Крутого, и оружие у него подходящее... За это его перерождать рабом? Вот если он сам по себе так придумал, не имея на это обоснования, тогда - тюрьма, сибирь и бриться миской...
Кучма Евгений
22-09-2005, 11:35
Лучше не 6 а все 10 чтоб смерти боялись, и мертвяк делать жесткий, чтобы не бегали с белыми хайрами, работа , марширование и тд итп. есть отличные примеры, а тот же Игторн (Адеянов) на Тени империи-99 (Тюмень) гнобил по страшному...
Цитата(Кучма Евгений @ 22-09-2005, 14:35)
Лучше не 6 а все 10 чтоб смерти боялись, и мертвяк делать жесткий, чтобы не бегали с белыми хайрами, работа , марширование и тд итп. есть отличные примеры, а тот же Игторн (Адеянов) на Тени империи-99 (Тюмень) гнобил по страшному...
это повод поругаться и поспорить заново с новой силой "Ой! а я не хочу, чтобы меня гнобили... за что? меня злые эльфы убили, когдя я отсиживалась в крепости, а гарнизон попал в засаду.... НИХАЧУ!!!!!"
не будем провоцировать черезмерной жестокостью
Сам дополнил раньше меня, что для не огромных игр...
Кучма Евгений
22-09-2005, 11:45
Да но и смертность, на игре резко обычно сокращается, за счет бережного отношения к жизни.
но в принципе это правило срабатывает на играх до 300 человек, где все в основном друг друга знают, и требования более жесткие. но и на ХИ сидели подолгу, если мастера были требовательны
cromwell
22-09-2005, 11:54
Цитата(Кучма Евгений @ 22-09-2005, 16:35)
Лучше не 6 а все 10 чтоб смерти боялись, и мертвяк делать жесткий, чтобы не бегали с белыми хайрами, работа , марширование и тд итп. есть отличные примеры, а тот же Игторн (Адеянов) на Тени империи-99 (Тюмень) гнобил по страшному...
ИМХО Евгений, ты не прав. Умереть можно по-всякому, вовсе не из-за того, что человек сам себе злобная кукушка. Идеальный мертвятник - СМ 1 2004-й ХИшки.
Цитата
Идеальный мертвятник - СМ 1 2004-й ХИшки.
Ага, но только там было весело. А в мертвятнике быть весело не должно.... ИМХО
Кучма Евгений
22-09-2005, 12:03
cromwell извини не согласен
2004 столько зверей выпустили и главное не обычных там волков и тд, а пример боевые тараканы, которые убивались только подкованным сапогом, а овцы , ящерицы и тд
Да как ты погиб должно влиять на твое пребывание в мертвятнике, но снижением срока или меньшей отработкой...
и мне особенно понравился мертвятник 1998 года, и их книги мертвых...
Цитата
столько зверей выпустили и главное не обычных там волков и тд, а пример боевые тараканы, которые убивались только подкованным сапогом, а овцы , ящерицы и тд
А что им ещё оставалось делать, когда игра начала загнивать? Да и выпустили их только в последний день.
Кучма Евгений
22-09-2005, 12:15
Да и выпустили их только в последний день
Кто тебе сказал, уже на третий день пошел этот ..... как назвать то, о маразм, с боевыми тараканами...
Кучма Евгений чего? хм... а где они тусовались эти тараканы?
Правильно, то как умер, должно влиять на посмертие. Если только мастера справятся.
Это и есть мой любимый дифференцированный подход.
Если будет так, я только за и готов в поддержку такого посмертия демонстрацию на Невском проспекте в Питере устроить... из одного-семерых чело-гномов.
Я ЗА жёсткий, оборудованный всем необходимым мертвятник с большой "отсидкой" и серьезными мастерами мертвятника.
Причины:
- не будут ходить по полигону призраки
- достаточная причина меньше нарываться
- даст возможность переключиться на другую роль (даже если в своей команде
- остынет большинство тех, кто решил "отомстить"
- мертвятник не формальность, а необходимый элемент любой игры, где игрок может вновь выйти в игру
Если в мертвятнике ещё и кормить будут, и хоть какие-нить удобства предоставят, тогда будет вообще хорошо
Galadriel
22-09-2005, 13:12
А вот такой возник вопрос.
Есть давняя как я понимаю практика.
Человек готовит себе заранее вторую роль. Наводит хоть немного контакты. Везет воторй прикид. Когда его убивают, он после обычно несколько сокращенного срока в мертвятнике спокойно идет в другую команду, в которой его появление не будет ни неожиданностью ни неприятностью.
Что думаю мастера про такойвариант?
Цитата(Galadriel @ 22-09-2005, 13:12)
А вот такой возник вопрос.
Есть давняя как я понимаю практика.
Человек готовит себе заранее вторую роль. Наводит хоть немного контакты. Везет воторй прикид. Когда его убивают, он после обычно несколько сокращенного срока в мертвятнике спокойно идет в другую команду, в которой его появление не будет ни неожиданностью ни неприятностью.
Идея мне нравится. Боюсь только, что она не состыковывается с присутствием решающих твое будущее писателей...
Козлов Михаил
22-09-2005, 13:45
2 ring0
Тараканы были в тарбадской деревушке и только одну ночь и писались они в паспортах так ТАР-аканы.Кто знает тот поймет
Большинство недовольно... Это хорошо... Мастер упирается с основным аргументом - "Кому не нравится - не приезжайте!" Это плохо...
Мы приедем по любому, как говориться к "гадалке не ходи"... Вот только сдается мне, что в рамках одного лагеря после пары-тройки битв будут мирно играть (оправдание найдем, "Сильм" и иже с ним проработан, да и 10 лет ролевки за плечами) орк, эльф,человек и гном, заехавшие одной командой, но волею судеб и Писателей раскиданные по разным командам... вот только надолго ли...
И была у нас великолепная команда с отличной легендой... а будет лагерь "лесных братьев"...
Замечательный мертвятник был на Черном отряде JNM. Какой будет на ХИ - еще не знаю. Но если сделать отсидку долгой, будут просто "забивать" и возрождаться, аки фениксы.
Вторая роль - это уже для избранных. Думаю, те, кто действительно ее готовил - смогут убедить Писателей. Но я бы не стала лишать себя этого пласта игры. В прошлый раз - на Розе - Критский Лабиринт был одним из самых интересных мест. Хотя вот присутствие издательства мне лично не показалось обоснованным.
НольДевять
22-09-2005, 16:33
Дайра, пожалуйста, а может Писатель отправить
в гномы если 1,94 м росту? я не хочу быть смешны
ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыым!))))))))))))))))
http://foto.mail.ru/mail/buhlak/2/10.htmlГномы. А роста мужики были не маленького
Все дело в... прикиде.
(попыталась вспомнить, какого роста Балин (тот, что Хабар Мурза) - тоже ведь не хрупкий мужчина)
Кучма Евгений
23-09-2005, 5:36
Но гномы по моему - это состояние души., тот же пример Балин(Хабаров), вроде на всех ХИ он только один раз вылез за пределы этой роли в 1997 Сауроном
НольДевять
23-09-2005, 8:12
я полагаю, что Писатель будет в частности именно
что решать насколько игрок соответствует своей роли
и персонажу. что-то типа конкурса на самую адекватную
карму %))))
Ariwenn
26-09-2005, 17:15
Я голосовала за 1. На самом деле полностью соглашусь с мастерским решением, проблема только в том, что для меня каждый персонаж - это целая жизнь. Я вообще стараюсь на игры с такими правилами (выход в другой роли, в другую команду) писать дома несколько заявок (продумывать разных персонажей)... Обычно, правда не приходится использовать
:-)
Подводя итоги голосования можно сказать, что явное большинство голосовавших предпочло бы самостоятельно принимать решение о своей возможности выхода не в родную команду. Игроки с форума голосовали за добровольное подчинение приговору "писателя", а не обязательное. За небольшим исключением согласных выходить куда угодно, остальные привели немало причин, по которым они видят крайне затруднительным переход в другую команду/расу/блок.
Мы понимаем, что опрос является только показательным, а не имеющим права влиять на МГ. Но надеемся, что его резутьтаты будут осмыслены мастерами.
Тему можно закрыть. Если понадобится, откроем новый опрос после того как МГ опубликует предварительные правила и обновленную декларацию/концепцию.
А почему бы мастерам не принять это свое правило (тасовка игроков после смерти), но в рамках расы? Тогда у людей и антураж и подготовка не пропадет....
posadnik
3-10-2005, 20:57
Цитата(BBB @ 29-09-2005, 14:25)
А почему бы мастерам не принять это свое правило (тасовка игроков после смерти), но в рамках расы? Тогда у людей и антураж и подготовка не пропадет....
И при этом отсидку в стране мёртвых сделать минимальной, но с условием что выходя в игру в ту же команду/расу человек будет играть ДРУГУЮ роль. Проконтролировать сложно, но есть честное слово и совесть. У кого нет - сам себе злобный хоббит.
Вот я например готов легко переключиться от гнома-мастера-приключенца на гнома-содержателя трактира, не склонного к путешествиям.